5 мифов о брифе

Все дизайнеры от мала до велика слышали о важности работы с брифом. Эта тема входит в топ популярных запросов наших учеников и подписчиков. Мы дважды поднимали её на встречах в нашей школе — у нас выступала Лена Карин, основатель студии «Прообраз», и Сергей Стеблина, ведущий дизайнер Студии Лебедева. Их выступления вызвали оживленное обсуждение в школьном комьюнити, настолько неожиданным был взгляд профессионалов на тему, которая очень плотно обросла мифами и неверными толкованиями. Так что просто необходимо прояснить её как можно более конкретно. Как мы любим.

Миф 1. Бриф — это документ

Источник: https://bit.ly/3AwZekj

Это первое, что узнает о брифе начинающий дизайнер. Нужно скачать из интернета файл с вопросами и как-то его заполнить.

На самом же деле бриф — это, в первую очередь, процесс. Его цель — получить как можно больше информации, необходимой для создания дизайна и обеспечения нормальной работы с заказчиком, а файлик в эксель — лишь инструмент, облегчающий эту задачу.

Несомненно, составить чеклист вопросов нужно, ведь при общении с заказчиком легко упустить важные детали, да и удержать в голове все вопросы трудно, поэтому бриф оформляют в виде документа. Удобно это сделать в гугл-таблицах, чтобы можно было сразу после заполнения показать файл заказчику для внесения поправок и недостающей информации.

Состав вопросов брифа и их формулировки должны быть такими, чтобы ответы были как можно более конкретными и полезными для вашей работы. Это значит, что вопросы к заказчику вы должны составить самостоятельно. Да, можно взять за основу бриф, найденный в сети, это поможет не упустить какие-то важные моменты, но вы должны очень вдумчиво отредактировать этот документ, чтобы получить максимальную пользу.

Миф 2. Заказчик сам заполняет бриф

Источник: https://bit.ly/3ktGRXz

Несмотря на то, что это популярная практика, толку от такого брифа будет немного. Дело в том, что заказчики не любят это делать и не понимают, какие ответы вам требуются. В итоге вместо рабочего материала вы получите набор бессмыслиц: «трендовый логотип», «современный дизайн», «оригинальное решение» и т. п.

Может, это и не понравится тем, кто называет себя интровертами, но хороший бриф получается только тогда, когда вы заполняете его сами в ходе живой встречи с заказчиком. Только так по-настоящему получится вникнуть в то, чем занимается заказчик, какова его аудитория, как он продвигает свой продукт, как выглядит дизайн его конкурентов и какие предпочтения и ограничения вам следует учесть.

В ходе этого общения вы должны уловить то ощущение, которое ваш дизайн должен вызвать у клиентов вашего заказчика, и то, как он обычно сам доносит до них идеи и ценности своего продукта.

Заказчикам бывает трудно формулировать мысли в этом ключе, возможно, они никогда о таких вещах не задумывались. Здесь помогают настойчивость и ассоциативные вопросы. Например, вместо прямого вопроса «какого цвета должен быть логотип» лучше спросить «какие чувства он должен вызывать».

Это трудно, и ваша задача — помочь заказчику. Очевидно, что сделать это можно только в ходе живого общения.

Миф 3. Бриф описывает дизайн

Источник: https://bit.ly/3AwZekj

Очень простая мысль: из вас двоих в дизайне разбираетесь именно вы, а заказчик компетентен совсем в другом. Поэтому нельзя давать ему повод «соскочить» с разбора важных для вас тем на обсуждение дизайна, который вы еще не придумали.

Вам нужно как можно сильнее уходить от вопросов «как должен выглядеть дизайн» в сторону «какие задачи он должен решить». Хуже всего, когда заказчик начинает путать роли и самостоятельно придумывать решение, используя вас лишь как приложение к компьютеру.

Конечно, совсем игнорировать вкусы заказчика не стоит, учтите их в работе. Но если предложенное им явно противоречит его же маркетинговым целям, не спорьте, просто примите это во внимание, чтобы впоследствии предложить альтернативную, более удачную идею.

Миф 4. Бриф — это ТЗ

Источник: https://bit.ly/3AwZekj

Обязательно разделяйте эти понятия. Бриф дает вам представление о сути дизайнерской задачи. А техническое задание содержит фактическую информацию о технической стороне вопроса: формат, размеры, количество страниц, метод печати, количество красок и т. п.

В отличие от брифа, ТЗ можно попросить заказчика заполнить самостоятельно. Тем более, что у него может не быть готовых ответов на ваши вопросы, что-то нужно будет уточнить у специалистов, которые будут печатать или публиковать дизайн. Основу ТЗ вы тоже должны подготовить сами. Заказчик обычно не знаком с технологиями и не представляет, какие параметры вообще нужно указывать.

Миф 5. Без брифа можно обойтись

Источник: https://bit.ly/3AwZekj

Отчасти это похоже на правду. С приобретением опыта вы сходу будете задавать заказчику нужные вопросы, и заранее подготовленный список однажды и не понадобится. Но так будет не сразу и не со всеми. И мы всем настоятельно рекомендуем тщательно готовить вопросы заранее. Кроме того, некоторые могут появиться прямо в ходе разговора.

Важно понимать, что сам этап брифа никак нельзя опускать. Со списком или без него, вы должны до начала работы четко представить себе, какую задачу и каким образом должен решить ваш дизайн, и записать все, что вам сообщил заказчик. То есть документа с вопросами может и не быть, зато с ответами должен быть обязательно. По сути именно он и есть бриф.

Без него работа будет строится на угадывании — понравится заказчику или нет. Вам придется сделать множество вариантов, а заказчик будет сбит с толку, ведь вы не решаете его задачи, а пытаетесь угодить его вкусам и уводите его от цели, ради которой ему вообще понадобился дизайн.

Хорошо выполненный бриф повышает скорость вашей работы в разы. А чем быстрее вы работаете, тем больше зарабатываете.

Разобраться с брифом непросто, поэтому мы стали вводить темы работы с заказчиком в учебные планы школы. Ведь мы помогаем начинающим дизайнерам не только с изучением программ, но и с отладкой рабочих процессов, оформлением портфолио, развитием креативности. Хотим помочь вам получить творческую профессию, которая приносит и удовольствие, и стабильный доход.

Присоединиться к школе-комьюнити можно в любой момент, оформив подписку. За подробностями переходите на сайт.