Пожалуй, трудно найти другое понятие, объясненние которого так много меняло бы. Казалось бы — каждый знает, что такое цвет, однако, просьба объяснить это явление, как правило, приводит людей в замешательство, застревает в каких-то невнятных упоминаниях Ньютона и его стеклянной призмы и оканчивается полным провалом. Интернет, как ни странно, тоже не очень помогает — объемы откровенно дилетантских текстов на эту тему меня, лично, приводят в шок. Давайте же внесем ясность в этот непростой вопрос.
Прежде всего, надо понимать, что цвет нельзя напрямую относить к физическим явлениям. Физика изучает свойства и движение материи. Цвет же — явление нематериальное. Это — ощущение. Конечно, чтобы это ощущение возникло в нашем сознании требуется какое-то воздейстиве на наши органы восприятия, хотя это вовсе не обязательно — ведь цвет может нам и присниться, правда?
Тем не менее, чтобы не запутаться, давайте введем еще одно понятие — «цветовой стимул». Этим термином принято обозначать как раз физические явления, гарантированно вызывающие в нашем сознании ощущение цвета. Речь идет, конечно же о свете — полученном от какого-то источника или отраженном от поверхности предметов.
Светом мы называем некоторый диапазон электромагнитного излучения, если точнее — ту его часть, на которую реагируют наши глаза. Если вам интересно, то это где-то от 380 до 780 нм.
Где-то в конце XVIII века была открыта волновая природа света, которая объяснила, в числе прочего, явление разложения белого света на спектр, которое мы знаем еще по школе. Суть этого явления сводится к тому, что перемешанные в белом свете волны разной длины, пройдя через призму, выстраиваются «по росту» — по длине волны. И мы можем различать эти разные волны, ощущая их как участки разного цвета.
На данный момент существует несколько теорий, объясняющих как именно мы различаем эти волны. Классической считается так называемая теория трехкомпонентного цветового зрения, согласно которой человек воспринимает цвет как сумму откликов трех видов рецепторов-колбочек, находящихся в сетчатке глаза и различающихся по спектральной чувствительности — по разному реагирующих на длинные, средние и короткие волны. Когда мы наблюдаем длинноволновое излучение, то в сетчатке на это реагируют соответствующие рецепторы, их сигнал интерпретируется мозгом, и в нашем сознании возникает ощущение красного цвета. А если нам повезло родиться в культуре, где есть соответствующие термины для описания этого ощущения, то мы еще и сможем рассказать о том, что видели.
Если же мы наблюдаем излучение, состоящее из нескольких разных волн, например, длинных и коротких, то ощущение, которое мы испытаем, будет сформировано как интерпретация суммы реакций соответствующих рецепторов. В случае с сочетанием длинных и коротких мы увидим пурпурный цвет — цвет, которого нет в радуге.
Именно эта теория легла в основу синтеза цвета, использующегося в компьютерной графике и в том числе — в цифровой фотографии, и мы поговорим об этом в статье «Что такое RGB?».
Казалось бы — вот тут и можно было бы поставить знак равенства между физическим явлением световой волны и цветом как ощущением. Ну что-то вроде того: конкретный набор волн — равно конкретный цвет. Но не тут-то было.
Ощущение цвета строится в нашем сознании неоднозначным образом. Во-первых, существует такое явление как метамерия цветового зрения. То есть: разные наборы световых волн могут восприниматься нами как один и тот же цвет. Глядя на предмет и полагаясь только на ощущения цвета мы не можем однозначно определить, какие именно волны он отражает. Может оказаться, что два визуально неразличимых предмета отражают свет разных диапазонах. Определить набор волн можно лишь с помощью прибора для спектрального анализа.
Помимо метамерии в ощущении цвета участвуют и различные адаптации, среди которых мы можем выделить две наиболее важные для работы с фотографией: яркостная адаптация и адаптация к цвету освещения. Эти свойства нашего восприятия также добавляют неоднозначности в понятие цвета. Например, адаптация к цвету освещения (цветопостоянство) искажает цвет наблюдаемой сцены всякий раз так, что выглядит эта сцена практически одинаково. Разумеется, это работает не всегда, но очень и очень часто. Именно это свойство нашего сознания привело к необходимости специальной настройки камеры, знакомой каждому фотографу — балансу белого, о которой подробнее написано в статье «Что такое баланс белого?»).
На субъективное восприятие цвета влияет и психология и культура, и, что интересно, опыт работы с цветом. Известно, что девушки различают больше цветов, чем молодые люди. Так происходит потому, что в детстве цвет одежды и различных аксессуаров для девочек традиционно более разнообразен и более значим. Впоследствии эта разница может исчезнуть, если мальчики увлекутся изобразительным искусством или фотографией. Необходимость описывать большое количество цветов парадоксальным образом расширяет способность «воспринимать» цвет.
Итак, что же такое цвет?
Цвет — это ощущение, которое формируется в нашем сознании как результат интерпретации реакции глаз на свет. Ощущение это крайне неоднозначно и зависит от большого количества физических, физиологических, психических, психологических и культурных аспектов.
Передача «естественного» цвета трудновыполнима. В чистом виде она должна формулироваться как задача формирования в сознании зрителя ощущений, аналогичных ощущениям в сознании наблюдателя в момент контакта с исходным изображением.
Среди всего комплекса переживаний в сознании зрителя, можно выделить ключевые и второстепенные. И, как ни странно, цвет часто бывает как раз второстепенным — вы прекрасно знаете, как черно-белая фотография способна вызывать сильнейшие эмоции одним только сюжетом. Тем не менее, если в вашем творчестве цвету отводится важная роль, то имеет смысл сконцентрироваться на аспектах более значимых для зрителя, нежели «точная цветопередача» — отношениях между цветами и соотвествии принятому в конкретном жанре цветовому тренду или стилю. То есть — воспринимать цвет в фотографии как символ и работать больше над гармонией цвета, чем над соответствием действительности, что бы под этим словом ни подразумевалось.