Зачем нужна точная цветопередача?

Разговор о точной цветопередаче, то есть о абсолютной тождественности снимка снятой сцене, возникает необычайно часто. Гораздо чаще, чем следовало бы. И я заметил как минимум две причины, по которым это, возможно, происходит. Во-первых, многие фотографы не совсем ясно осознают роль цвета в собственных фотографиях и, в результате, действуют несколько нелогично, прикладывая массу усилий для достижения никому не нужных целей. К слову, так же обстоят дела и с выбором аппарата, оптики и другого фотографического оборудования. Борьба за точную цветопередачу, детализацию, резкость и тому подобные вещи для многих замещают саму суть фотографии, превращая ее из искусства в своего рода спорт. 

Вторая причина обнаруживается при поиске ответа на вопрос: «Кто учит фотографов обрабатывать фотографии?» Даже беглый обзор послужных списков уважаемых мэтров вскрывает поразительный факт — фотографов учат инженеры. Так уж сложилось, что переход от химической фотографии к цифровой случился настолько внезапно, что в профессии произошла полная смена состава. Если вы сегодня решили стать фотографом и купили новую цифровую камеру, то уважаемые, убеленные сединами, профи химической эпохи помогут вам разобраться во многих вещах — композиции, смысле и духовной составляющей фотографии, но будут совершенно беспощны и наивны в попытках ответить на технические вопросы обработки цифрового снимка. Убедившись в том, что старая школа не в состоянии помочь войти в тему, начинающие фотографы уходят к тем, кто им все же поможет, к тем кто разбирается в «фотошопе». Как правило, наиболее авторитетными оказываются люди, прошедшие суровую школу различного рода репродукции и привыкшие решать сложные и, прямо скажем, специфические задачи, но при этом никогда не занимавшиеся фотографией. Таким образом даже сам состав тем, изучаемых начинающими фотографами, включает в себя большое количество приемов, методик и вообще подходов более актуальных в полиграфии, чем в фотографии. И вопрос цветопередачи здесь подразумевается по умолчанию — ведь в полиграфиии творческий подход к тиражированию оригинала является полным абсурдом.

И все же, расставим точки над i.

Как уже стало понятно из предыдущих статей, человечеству непросто дается воспроизведение цветовых ощущений, и во многих случаях вопрос точной цветопередачи имеет самое серьезное значение. Впрочем, «во многих» — не значит «во всех». Давайте попытаемся очертить тот круг задач современной фотографии, где соответствие цвета снимка цвету снятого объекта принципиально.

Прежде всего, это предметная съемка, целью которой является предварительное знакомства покупателя с товаром.  При такой постановке вопроса не только фотограф, но и вообще все люди вовлеченные в процесс — вплоть до печатника в типографии — вынуждены прикладывать максимум усилий для обеспечения точной цветопередачи. В качестве примера можно привести создание упаковки для средств окрашивания волос.

Не менее серьезно борются за цвет при создании репродукций произведений искусства или музейных каталогов. В этих случаях используются специальные схемы освещения, шкалы, (например, мишени ColorChecker),  дорогостоящее цветоизмерительное оборудование  и обязательная, зачастую очень сложная, цветокоррекция. Другими словами, дело это непростое, требующее серьезных затрат и участия специалистов.

Пожалуй, этими случаями мы и ограничим круг задач, где точное соблюдение цвета принципиально. А как же в остальных случаях? — спросите вы, — Неужели в съемке портрета можно пренебречь цветом кожи?!

Ну конечно же, цвет здесь тоже важен, но вот только точное соотвествие оригиналу не требуется. Согласитесь, вряд ли кто-то будет прикладывать фотографию к лицу модели для сравнения цвета кожи! Здесь важно, чтобы он попадал в некоторый диапазон ожидаемых цветов, то, что называется «памятными» (memorable colors), да соответствовал колористической идее фотографа.  При этом если цвет кожи на снимке приобретет зеленоватый или голубоватый оттенок, то большинство людей сочтет это изображение неестественным и отталкивающим, даже (обратите внимание!) если кожа и на самом деле была такого цвета по какой-то причине. Аналогичная ситуация вырисовывается и в стрит-фото, в тревел-фото, в репортажной фотографии и так далее. Другими словами, такое отношение к цвету обычное и нормальное дело.

В разговоре о цветопередаче нельзя упустить из виду и еще один аспект. Для многих фотографов цвет является важным выразительным средством, едва ли не самоцелью снимка. Эта задача несколько схожа с задачей репродукции, разве что фотограф-колорист ищет соответствия отпечатка своему представлению о правильном цвете, а не цвету снятого объекта. Если эта тема вам интересна, я рекомендовал бы вам познакомится с работами российского фотографа Павла Косенко и его книгой «Живая цифра», которая вышла в издательстве Treemedia в 2012 году.

Любой из упомянутых подходов требует использования технических средств, о которых пойдет речь далее в этой главе.

Для того, чтобы запечатлеть сцену как можно более точно, не обойтись без установки баланса белого как минимум. Возможно, вы не ставите задачу точной цветопередачи, но вряд ли вам хочется делать лишние действия по исправлению искажений.  И в этом случае самое малое, что мы можем сделать — это убедиться, что баланс белого на нашей камере работает в режиме «авто». При репродукции такой подход слишком примитивен, и, в зависимости от сложности задачи, для установки баланса используется серая карта или специальные цветовые мишени, например, уже упомянтый ColorChecker.

Цветокоррекция, разумеется, производится на компьютере. Безотносительно к тому, в какой программе и какие манипуляции будут производиться, обязательным действием будет калибровка монитора — это будет актуально для любой задачи, где вообще присутствует цветокоррекция.

Процессы цветокоррекции и подготовки к печати или публикации в сети немыслимы без использование цветовых профилей. И этот вопрос тоже касается всех — для каждого из описаных выше подходов к цветопередаче существует своя схема передачи цвета.

При подготовке снимка к ответственной печати нельзя пренебрегать пробными отпечатками, которые являются обязательным атрибутом не только процесса точной цветопередачи, но любой другой, где цвет имеет значение.